- Формы работы психолога с задержанными и содержащимися в СИЗО
- Психологическая помощь в местах лишения свободы должна отражать, с одной стороны, уровень потребности в ней людей, лишенных свободы, а с другой - адекватность использования в указанных условиях модифицированных психотерапевтических (а иногда и психологических) методов. Установление потребности заключенного в психологической помощи и изучение психологических особенностей его личности должно вестись на основе индивидуальных бесед и наблюдения за его адаптацией к условиям лишения свободы, а также путем применения тестов и специальных коррекционных шкал, обеспечивающих учет искажающего влияния пенитенциарной среды (В.В. Юстицкий). Важно создавать в СИЗО "психотерапевтические оазисы", то есть локальные участки, в достаточной мере защищенные от деструктивно действующих влияний криминальной пенитенциарной среды. Эффективная психологическая помощь в СИЗО возможна лишь в сочетании с мерами организационного, экономического, педагогического плана, направленными на общее оздоровление социально - психологического климата в конкретном учреждении. Применительно к задержанными и содержащимися в СИЗО психологическая помощь связана с сообщением ему объективной психологической информации, поученной в результате психодиагностики. Он же разрабатывает и реализует индивидуальную программу освоения какой-то профессиональной деятельности, которая пригодится ему после выхода на свободу, проводятся психологические консультирования, оказывается психологическая поддержка.
Психотерапия как вид психологической помощи предполагает активное воздействие психотерапевта на личность другого человека. Клиент психотерапевта - это человек, требующий реконструкции его личности. Если в психологическом консультировании ответственность за результаты, связанные с изменением продуктивности личности, распределяются между психологом и клиентом, то в психотерапии, особенно на первых ее этапах, ответственность за реконструкцию личности клиента несет и психотерапевт.
В практике работы с содержащимися в СИЗО важно обеспечить экзистенциально-гуманистический подход. В связи с этим необходимыми начальными условиями оказания психологической помощи заключенным в местах лишения свободы являются: добровольное согласие заключенного на получение помощи; активное, исследовательское и творческое отношение человека к себе и своей проблеме; доверительное отношение к психологу. Все это возможно лишь при обеспечении психологической безопасности и личностного комфорта заключенного при контакте с психологом. Поэтому пенитенциарному психологу надо создать такие условия для взаимодействия с клиентом, при он (клиент) смог найти новые способы действия, новые переживания, новые мысли, новые цели для дальнейшей жизни. При этом психолог должен использовать в своей работе выход на такие феномены, как смысл жизни, ценности, образ жизни (В. Франкл). В этой связи психологическая помощь заключенным в местах лишения свободы, базируясь на недирективном подходе, должна быть нацелена на развитие самоосознания в процессе самонаблюдения, самоанализа, самооценки и саморегуляции. Недирективная модель исключает манипулирование, она предполагает: доверие к консультируемому, к тому, как человек воспринимает себя и свои проблемы; актуализацию человеком своих скрытых резервов, перестройку самоосознания и выход на самостоятельное решение своих проблем.
Одним из важнейших условий ресоциализации заключенных в местах лишения свободы является формирование у них способности брать ответственность за свою жизнь (С.В. Бабурин). В контексте психологической помощи это означает актуализацию у заключенных умений самому заботиться о себе. В этой связи при применении конкретных форм психологической помощи психолог должен обеспечить: 1) эмпатическое принятие и понимание заключенного, нуждающегося в психологической помощи; 2) помощь ему в осознании индивидуального "Я"; 3) поддержку заключенного в его переживаниях кризисных проблем и поиске путей просоциального личностного роста; 4) рефлексию собственных чувств, мыслей, намерений и действий, возникающих в ходе оказания психологической помощи, для профилактики слияния и контрпереносов.
(С.В. Бабурин)
Литература: Аверкиев Ю.М., Деев В.Г. Программа изучения осужденного в ИТУ. - М.,1973; Алферов Ю.А., Козюля В.Г. Дезадаптация и стрессоустойчивость человека в преступной среде. - Домодедово, 1996; Алферов Ю.А. Международный пенитенциарный опыт и его реализация в современных условиях. - Домодедово, 1994; Буданов А.В. Практическая психология воспитательной работы с осужденными. - Домодедово, 1988; Дикань В.И. Актуальные проблемы деятельности СИЗО и тюрем в свете современных требований МВД РФ. - Домодедово, 1994.
Энциклопедия юридической психологии. — М.: ЮНИТИ-ДАНА. Под общей редакцией профессора А. М. Столяренко. 2003.